Год назад ко мне обратилась женщина в возрасте 67 лет, которая отмечала опухоль в правой молочной железе и снижение силы в руках. Маммография показала опухоль в правой молочной железе и измененные лимфатические узлы, по результатам биопсии был установлен диагноз — тройной негативный рак.
Это самый агрессивный подтип рака молочной железы, поэтому выявленные (по результатам КТ грудной клетки и МРТ головного мозга) очаги в легких и головном мозге, описанные как метастатические, большого удивления не вызвали. Однако нашим радиотерапевтом было обращено внимание на то, что очаги в головном мозге были очень маленькими, фактически на грани возможности их дифференциации с сосудистыми очагами (они нередко встречаются в этом возрасте).
Мы сделали пересмотр гистологии и ИГХ в нашей лаборатории и подтвердили диагноз, а также провели онкологический консилиум в клинике Рассвет, по результатам которого решили проводить химиотерапию в стандартном для метастатического рака режиме. Решение вопроса о лучевой терапии на головной мозг было отложено до проведения контрольного обследования через 2–3 месяца.
Дополнительное обследование — эхокардиография перед антрациклин-содержащей химиотерапией — выявило объемное образование в полости левого предсердия 3,7*2,3*2,2 см, исходящее из медиальной стенки предсердия. Такое описание может соответствовать миксоме левого предсердия — длительно развивающейся доброкачественной опухоли. Однако с учетом онкологического заболевания нельзя было исключить метастаз в стенке сердца (такое бывает не так уж и редко).
Мы провели 4 курса химиотерапии и при контрольном обследовании обнаружили, что очаги в легких, описываемые как метастазы, исчезли, а пересмотр с учетом текущих данных показал, что они были неправильно расценены и оказались поствоспалительными очагами в стадии консолидации. На МРТ головного мозга с в/в контрастированием мы увидели положительную динамику в виде отсутствия одного из ранее выявленных очагов накопления контрастного препарата в веществе головного мозга (надо отметить, что ряд анализов и клинических проявлений не позволяли исключить наличие системного заболевания, например, системного васкулита).
Еще одним «сюрпризом» стало увеличение размеров образования в левом предсердии по данным контрольной эхокардиографии.
Как быть в такой ситуации? Ведь мы уже определили заболевание, как метастатический рак. Зачем тратить время на лишние размышления? Так бы подумали многие, но только не в клинике Рассвет.
Учитывая неоднозначную динамику изменений, мы решили провести ПЭТ-КТ всего тела с 18F-ФДГ с в/в контрастированием и МРТ сердца.
К изучению этого клинического случая мы привлекли признанных лидеров мнений в лучевой диагностике. Были изучены 6 исследований: 2 исследования КТ грудной клетки и брюшной полости, 2 МРТ головного мозга, МРТ сердца и ПЭТ-КТ.
Заключение позволило высказаться об отсутствии достоверных признаков метастатической болезни у пациентки, а нам, в свою очередь, взять на себя смелость разъяснить и предложить ей перспективу полного излечения.
Мы провели 12 еженедельных введений паклитаксела (цитостатического противоракового препарата), а контрольное обследование подтвердило нашу гипотезу о неметастатической форме. Оно также показало значительное уменьшение первичной опухоли в правой молочной железе без признаков опухолевого поражения лимфатических узлов.
Хирурги решились на проведение симультантной операции. И, помимо радикальной операции на молочной железе, выполнили операцию на сердце, успешно удалив миксому левого предсердия, что в последующем подтвердилось на гистологическом исследовании. Оно же подтвердило полный лечебный патоморфоз, т. е. полное исчезновение злокачественных клеток, что являлось целью проведения неоадъювантной терапии и свидетельствует о более благоприятном прогнозе.
На днях пациентка проходила очередной контроль. Никаких признаков болезни.