Полипами принято называть выросты на слизистых оболочках полых органов. Чаще всего кишечника, но они встречаются и в желудке, желчном пузыре, полости матки.
По происхождению полипы могут быть доброкачественной опухолью (чаще всего аденомой, разрастанием воспалительной ткани) и даже неживыми, как в желчном пузыре полиповидные отложения холестерина на стенках.
Для прогноза жизни наиболее «важны» полипы толстой кишки. Они часто встречаются после 45 лет, поэтому современные рекомендации большинства гастроэнтерологических обществ советуют делать колоноскопию в этом возрасте. Обычно это доброкачественные опухоли – аденомы. Поэтому чекап «Стандарт Рассвета» включает в себя колоноскопию для этой возрастной группы.
Дело в том, что за редким исключением рак толстой кишки не развивается на «ровном месте». Обычно раковая трансформация происходит на верхушке полипа. Статистика показывает, что в полипах менее 10 мм рака не бывает почти никогда. А если они достигают размера более 30 мм, раковые клетки или предраковые изменения на верхушке полипа находятся в половине случаев.
Хорошая новость – полип растет медленно, поэтому колоноскопию рекомендуют делать раз в 5 лет, а раз в 1-2 года между колоноскопиями проводить тест кала на скрытую кровь современным, точным методом – иммунохимическим.
В желудке полипы встречаются существенно реже, но если есть показания к гастроскопии, их обнаруживают, берут биопсию, и, если они представляют из себя опухоли, даже доброкачественные – удаляют. Критически важно убедиться, что пациент не заражен микробом хеликобактер пилори. Именно эта зараза – главный фактор риска рака желудка и спонсор роста истинных, опухолевых полипов.
Не поленитесь спросить врача, каким методом определяли наличие хеликобактера. Лучшая практика – С-13 дыхательный тест. Другие дыхательные тесты, распространенные в России, к сожалению, не годятся. Хорошее решение – анализ кала на антиген. Плохое – анализ кала ПЦР-методом, который часто выполняется по ошибке. Если биопсия нашла хеликобактер – это достоверно. Если не нашла – не значит, что его нет. Анализ крови применяют редко, в случаях, если пациент принимает противокислотные лекарства. Это малочувствительный метод. Часто при гастроскопии находят «полипы фундальных желез» - не надо этого пугаться, это не истинные полипы, не опухоли, а кистозные разрастания желез, обычно под влиянием длительного приема противокислотных препаратов.
Полипы желчного пузыря только в 5% случев бывают истинными, то есть опухолями. Почти всегда – это полиповидный холестероз. При УЗИ находят выросты на стенке желчного пузыря. Риски такой находки минимальны и почти всегда делать с этим ничего не надо.
Как отличить истинный, опухолевый полип желчного пузыря от холестероза? Основных правил два. Если полип достиг размера 10 мм, обсудите с врачом риски и необходимость холецистэктомии – удаления желчного пузыря. Если полип меньше, но ультразвуковой аппарат видит в нем сосуд и кровоток – это истинных полип и желчный пузырь надо удалять, риски рака желчного пузыря в этом случае достаточно велики.
Полипы полости матки или полипы эндометрия находят при УЗИ. Или случайно, или когда есть симптомы, например, маточные кровотечения. При такой находке гинеколог обычно удаляет эндометрий – делает выскабливание. В некоторых случаях такой полип может оказаться раком эндометрия, но гораздо чаще процесс доброкачественный.
В завершение рассказа о полипах акцентируем внимание, что истинные полипы желудка и толстой кишки следует удалять. Если они мелкие – это легко сделать «холодной петлей» в любой поликлинике. Если они крупные или плоские, распластанные по органу, – требуется пусть не очень большая, но технолочичная операция. Полипы «на ножке» удаляют петлей, присоединённой к аппарату, который прижигает полип и место, где он был, электричеством. Если в ножке есть крупный сосуд – на него накладывают клипсу и не допускают кровотечения. Плоские, а иногда и не только плоские полипы, требуют подслизистой резекции. Под полип через аппатат делается инъекция раствора, которая приподнимает слизистую и отдаляет ее от среднего слоя желудка или мышечного слоя кишечника. Это позволяет снять патологичную ткань, не повредив основные слои органа. Речь идет об относительно новой технологии, которая сегодня позволяет избегать больших операций и удалять такие образования при «обычной» гастроскопии или колоноскопии.
В Рассвете такие технологии есть. Кроме того, мы предлагаем пациентам все эндоскопические процедуры – и диагностические, и, тем более, лечебные. Проходят они во сне – под внутривенной седацией, без боли, с обеспечением безопасности анестезиологом.
Парамонов Алексей Дмитриевич
врач-гастроэнтеролог, генеральный директор