Сегодня расскажу о небольшом приборе, который для некоторых пациентов меняет прогноз жизни, а ее качество уж точно.
Речь идет о гамма-зонде. Казалось бы, узкоспециализированная вещь, но пишу о нем, потому что это не просто очередной аппарат в операционной, он отражает философию Рассвета.
Почему философию? Да потому что без него можно обойтись, и в большинстве мест обходятся. Даже в крупных больницах, даже в клиниках, специализирующихся на онкологии. Мы себе не можем позволить игнорировать эту технологию. Раз уж мы оперируем меланому или рак молочной железы, должны это делать на самом высоком технологическом уровне.
Представим, что пациентке провели маммографию и нашли опухоль молочной железы, биопсия показала, что это аденокарцинома (один из видов рака). В дальнейшей диагностике может быть много разных этапов. Но, например, простое гистологическое исследование онкологов уже не удовлетворяет, они определяют молекулярные и генетические маркеры — от них, в том числе, зависит назначение специализированных (таргетных) препаратов.
Но что же хирургия? По классическому стандарту нужна мастэктомия и удаление группы лимфоузлов, связанных с молочной железой. Мы не знаем, проникли раковые клетки в них или нет, все равно удаляем, цена ошибки слишком велика. И заранее соглашаемся с вероятными осложнениями, например, лимфедемой верхней конечности на стороне операции, когда одна рука отекает, и справиться с этим отеком почти невозможно.
Вот тут и нужен гамма-зонд. Накануне операции пациентке вводят в опухоль радиопрепарат на основе Технеция, он распространяется по лимфатической системе и излучает гамма-лучи. В течение операции врач гамма-зондом ищет это излучение и находит сторожевой (сигнальный) узел, куда проникли раковые клетки, и удаляет именно его, или убеждается, что опухоль еще не успела поразить лимфоузлы — тогда врач их сохраняет.
Почему в этой технологии скрывается наша философия? Потому что это хороший пример того, что качественная медицинская помощь состоит из тысяч мелких деталей. Гамма-зонд — одна из них. Без него можно обойтись, но качество ниже. Можно делать гистологическое исследование в любой лицензированной лаборатории, но мы возим препараты в Санкт-Петербург. Пусть это сложнее, но там находится лаборатория, которая удовлетворяет нас по качеству. Даже шприцы, иголки и нитки — это те мелочи, от которых зависит результат работы клиники.
Мы говорим:
— в медицине нет мелочей
— половина успеха — это логистика.
Недостаточно, чтобы у вас работали лучшие врачи и было современное оборудование. Важно скоординировать все этапы и добавить в этот процесс маленькие элементы, каждый из которых повышает вероятность успеха.
Парамонов Алексей Дмитриевич
врач-терапевт, врач-гастроэнтеролог, медицинский директор