— Господи, у меня вместо печени фуа-гра!
Очень жизненная история. Человеку сделали УЗИ и нашли «жировую печень». Хорошо, если его проводили по какому-то поводу, чаще ведь просто так делают. В заключении черным по белому: «Печень повышенной эхогенности, все у вас плохо, идите к врачу». Назначают гепатопротекторы, а особо информированные врачи, которые знают, что гепатопротекторы — миф, могут назначить противодиабетический препарат метформин, от которого худеют и люди, и печень (на самом деле это не так).
Как относиться к такой УЗИ-находке? С умеренным скептицизмом.
Многие годы мы не знали, насколько опасна жировая печень, нужно ли ее лечить, как лечить. У нас не было инструментов для точной ее диагностики. Разве что биопсия. Но биопсия — метод не на каждый день, с известным списком осложнений.
Примерно с 1980 года ситуация стала медленно проясняться, но достаточно очевидной стала только в последние годы.
Что мы знаем?
- Жировая печень бывает двух видов — алкогольной и неалкогольной;
- алкогольная может развиться не только у алкоголика, а у весьма умеренно пьющего человека;
- неалкогольная жировая печень связана с сахарным диабетом второго типа. Не обязательно диабет развился или разовьется в будущем, но риски повышены и механизм повреждения печени через избыточный синтез инсулина и инсулинорезистентность — похож;
- к циррозу через годы приводит не сама жировая печень, а наложившееся на нее воспаление — стеатогепатит;
- самый простой способ диагностировать стеатогепатит — обнаружить повышенные печеночные ферменты (АСТ, АЛТ, ГГТ) у человека с жировой печенью;
- надежный и простой способ диагностики самой жировой печени — особый вариант ультразвукового исследования: стеатометрия (далеко не каждый аппарат оснащен этой функцией, и не каждый специалист владеет стеатометрией).
Стеатометрия и эластометрия — это технологии внутри ультразвукового метода. Они позволяют с высокой степенью надежности, близкой к информативности биопсии, оценить наличие жира в печени и соединительной ткани — фиброза и элементов цирроза. Методы основаны на измерении скорости затухания волны, на измерении скорости прохождения волны через неоднородную печень. Для пациента это выглядит как обычное УЗИ — датчик прикладывают к правому подреберью. Врач получает количественные оценки стеатоза и фиброза, которые можно контролировать на фоне лечения и сравнивать цифры, например, через год.
Итак, мы достоверно после стеатометрии знаем, что у пациента жировая печень, мы достоверно знаем, что есть воспаление, если устойчиво повышены печеночные ферменты. Такой пациент в группе риска формирования цирроза.
Что делать?
- Ограничить алкоголь;
- контролировать вес;
- больше двигаться. Упрощенно: лишняя глюкоза крови может быть загнана инсулином в печень и переработана в жир, а может быть потреблена мышцами при ходьбе, танцах, спорте;
- никаких гепатороптекторов, они бесполезны или вредны;
- в США в 2021 году закончились масштабные исследования влияния на жировую печень препарата для лечения сахарного диабета и ожирения — семаглутида. Группа, к которой он относится, пожалуй, впервые показала эффективность против жировой печени. Есть данные по лираглутиду, но семаглутид на сегодня исследован лучше всего;
- назначать препараты для лечения жировой печени должен врач, все что имеет основной эффект, имеет и побочные.
Группа гастроэнтерологов, гепатологов, эндокринологов Рассвета может эффективно контролировать это заболевание и повернуть его вспять.
Парамонов Алексей Дмитриевич
врач-терапевт, врач-гастроэнтеролог, генеральный директор