Статистика говорит: если любому здоровому человеку проверить 100 лабораторных параметров, 4–5 из них будут за пределами нормы. Лаборатория выделит их жирным шрифтом, а то и красной полосой. Это выглядит пугающе. Но в абсолютном большинстве случаев такие наугад сданные анализы не будут иметь «клинической значимости». Что это значит? Анализ вроде и не в норме, но ни на что не влияет, на определенную болезнь не указывает, лечения не требует. Проверили и забыли. Или не забыли? Неприятный осадок остался. Тревога, беспокойство и новые ненужные обследования.
Поэтому вывод первый: анализы назначает врач. Назначает в трех случаях:
- Для подтверждения своей диагностической концепции (она должна быть!).
- Для контроля успеха лечения — некоторые вмешательства отражаются изменениями в анализах.
- С профилактической целью, например, с целью определения холестерина низкой плотности у пациента из группы риска по сердечно-сосудистым заболеваниям.
Все анализы одинаково полезны?
Все слышали про препараты без доказанной эффективности (так называемые фуфломицины), похожим образом дело обстоит и с анализами. Наверное, все уже знают, что анализ на дисбактериоз сдавать не следует. Но таких анализов десятки, на них приходит и уходит мода, оставляя миллионы рублей нечистым на руку лабораториям и клиникам и поселяя тревогу у пациента, а иногда нанося вред его физическому состоянию.
Сегодня можно говорить о моде на анализ на дисбактериоз — ХМС по Осипову, тесты на пищевую непереносимость по IgG4, анализы на «микроэлементы» в ногтях, волосах. Особняком стоят потенциально полезные анализы, назначенные вне должной клинической ситуации. Анализы на онкомаркеры должны назначаться только онкологом в процессе лечения или уточнения диагноза при выявлении опухоли. Они не годятся для скрининга рака. Набор гормонов гипофиза и половых гормонов приносит пользу в ограниченном количестве случаев, назначать их должен эндокринолог, иногда гинеколог или репродуктолог.
Вывод второй: анализов не должно быть назначено много, каждый из них врач обязан прокомментировать — для чего он, и что изменится в лечении в зависимости от результата.
Какая лаборатория хорошая?
Все большие сетевые лаборатории примерно одинаково хороши, автоматизированы и имеют многоуровневый контроль качества. Но ни одна, даже самая крупная лаборатория не может выполнять весь спектр анализов, необходимых клиникам. Распространенные анализы делают все, а редкие — одна-две лаборатории, и у каждой из них этот набор разный. Это зависит от рентабельности работы с такими анализами и типа оснащения.
В этом плане клиника, как место сдачи анализов, может быть удобнее: у нее договор с несколькими лабораториями, например, у Рассвета — с 4, можно сдать все в одном месте.
К тому же, клиника, которой вы доверяете, не допустит сдачи фуфлоанализов, о которых говорилось выше.
Вывод третий: все лаборатории примерно одинаковы, клиника, которой вы доверяете, может сделать более сложный спектр анализов сразу в нескольких лабораториях и предупредить вас, если анализ научно не обоснован. Некоторые такие анализы в Рассвете сдать невозможно, хотя лаборатории готовы их выполнить.
А скорость важна?
Обычно анализы сдают планово. Ничего не изменится от того, что результат будет готов завтра, многие анализы могут готовиться не один день.
Но хорошо, если в клинике есть экспресс-лаборатория. Врач на приеме иногда задает себе вопрос и хочет на него быстро ответить. Например, высокая температура связана с воспалением или нет? Если он проверит С-реактивный белок непосредственно на приеме, ответ и правильное лечение не заставят себя ждать. Таких ситуаций больше, чем одна, поэтому Рассвет в течение приема может провести клинический анализ крови и мочи и широкий спектр биохимических анализов крови.
Вывод четвертый: мгновенный анализ нужен врачу для принятия решения, в остальных случаях лучше сдать его неспешно в больших лабораторных «заводах», там точность выше.
Почему в хорошей лаборатории делают неправильные анализы?
Обычно ошибки допускаются на преаналитическом этапе, до поступления крови или другой среды в лабораторию. Неправильно хранили, транспортировали, даже иглу неправильного диаметра использовали. Все влияет на результат.
Поэтому хорошая клиника — это еще и хорошая преаналитика, регулярные тренинги совместно с сотрудниками лабораторий. Так все организовано в Рассвете.
Вывод пятый: многое зависит от диаметра иглы, то есть от квалификации медсестры и логистики, которую контролируют и клиника, и лаборатория.
Парамонов Алексей Дмитриевич
врач-терапевт, врач-гастроэнтеролог, генеральный директор