Изжога в период беременности является очень распространенной жалобой. Известно, что до 80 % беременных женщин испытывают характерные для гастроэзофагеальной рефлюксной болезни (ГЭРБ) симптомы (изжогу, дисфагию, отрыжку и другие), а частота изжоги в I триместре составляет 7,2 %, во II — 18,2 %, в III — 40 %.
К основным факторам, обуславливающим столь высокую распространенность ГЭРБ при беременности, относят изменения гормонального фона, такие как гиперпрогестеронемия (повышенный уровень гормона прогестерона) и гиперэстрогенемия (повышенный уровень гормонов эстрогенов), а также увеличение внутрибрюшного давления вследствие роста матки и плода.
Действие гормонов гестации в первом триместре беременности обусловлено тем, что они, не влияя на базальный тонус нижнего пищеводного сфинктера (НПС), уменьшают прирост давления этого сфинктера в ответ на разнообразные физиологические стимулы, включая прием пищи. Во втором и третьем триместрах беременности прогестерон и эстроген снижают базальный тонус НПС до 50 % от первоначального уровня, максимум снижения приходится на 36 неделю гестации. После успешного родоразрешения тонус НПС у женщин, не страдавших ГЭРБ до беременности, как правило приходит в норму — в связи с этим такое состояние получило название «изжога беременных».
Изжога беременных обычно не приводит к развитию эзофагита, осложнениям ГЭРБ (стриктуры, язвы, кровотечения) и не требует серьезного медикаментозного лечения.
Если женщина страдала ГЭРБ еще до беременности, в период гестации жалобы могут усугубиться и потребовать обследования и медикаментозного лечения.
Диагноз ГЭРБ в период беременности устанавливается в первую очередь на основании жалоб, данных анамнеза и объективного обследования. Рентгенологическое исследование у беременных — из-за возможного повреждающего влияния на плод — не применяется, рН-метрия и манометрия может использоваться, но необходимость ее применения сомнительна.
Эзофагогастродуоденоскопия (ЭГДС) — метод выбора для диагностики ГЭРБ у беременных, но и она должна применяться только по строгим показаниям, таким как осложнения ГЭРБ в анамнезе и неэффективность проводимой медикаментозной терапии.
Лечение ГЭРБ у беременных женщин должно базироваться на изменении образа жизни и питания: исключении горизонтального положения тела сразу после приема пищи, сне с приподнятым головным концом кровати (на 15 см), исключении физических нагрузок, повышающих внутрибрюшное давление (включая ношение корсетов, тугих поясов, бандажей). Последний прием пищи должен состояться не позднее чем за 3 часа до сна, питаться нужно небольшими порциями, особое внимание уделять нормализации стула.
К препаратам первой линии для лечения ГЭРБ у беременных женщин относятся антациды и альгинаты. При неэффективности этих средств допустимо назначение прокинетиков (метоклопрамид), блокаторов гистаминовых H2-рецепторов и (по строгим показаниям) ингибиторов протонной помпы (ИПП).
Н2-гистаминоблокаторы являются наиболее часто предписываемой беременным женщинам группой препаратов. Управлением по контролю качества пищевых продуктов и лекарственных препаратов США (FDA) они отнесены к категории риска В («лекарства, которые принимались ограниченным числом беременных женщин без доказательств их влияния на частоту врожденных аномалий или повреждающего действия на плод»). В российских инструкциях разрешены только циметидин и ранитидин с оговоркой: применение при беременности возможно только в случае, если ожидаемый эффект терапии превышает потенциальный риск для плода. Фамотидин и низатидин в РФ беременным противопоказаны.
Несмотря на то, что большинство ИПП FDA также относит к категории риска В, в России существуют более строгие ограничения на применение этой группы лекарственных препаратов у беременных женщин. Так, лансопразол противопоказан в I триместре, во II и III триместрах возможно его применение только в том случае, если ожидаемая польза терапии превышает потенциальный риск для плода. Применение пантопразола и эзомепразола возможно только по строгим показаниям, когда польза для матери превышает потенциальный риск для плода. Рабепразол при беременности противопоказан.
Беременность оказывает благоприятное влияние на течение язвенной болезни: у 75–80 % женщин отмечается ремиссия заболевания, и оно не оказывает заметного влияния на ее исход. Однако у некоторых больных может произойти обострение. Чаще всего это наблюдается в I триместре беременности (14,8 %) и III триместре (10,2 %), а также за 2–4 недели до срока родов или в раннем послеродовом периоде. Неосложненная язвенная болезнь не оказывает отрицательного влияния на развитие плода.
Лечение язвенной болезни у беременных включает соблюдение общепринятых «режимных» мероприятий и диеты; прием в обычных терапевтических дозах невсасывающихся антацидов (по 1 пакетику 3 раза в день через 1 час после еды и адсорбентов по 1 пакетику 3 раза в день через 1 час после еды). При отсутствии эффекта назначаются H2-блокаторы (ранитидин 150/300 мг однократно на ночь), в случае их недостаточной эффективности, а также при развитии осложнений допустим прием ИПП (омепразола по 20–40 мг, лансопразола по 30–60 мг, пантопразола по 40 мг, утром до первого приема пищи). Препараты висмута беременным противопоказаны. Эрадикационная терапия инфекции Н.pylori у беременных не проводится.
Автор:
Кайбышева Валерия Олеговна
врач-гастроэнтеролог, к.м.н.